Трудно
предположить, что в наше время кто-нибудь не слышал о
Тиффани. Это имя кануло со временем, а его «заменили»
созданные им несколько веков назад материалы и способы в
области стеклоделия. В 19 веке витражное искусство долгое
время стояло на месте, осваивая и изучая секреты времен
Средневековья и Возрождения. Сам Тиффани родом из Нью-Йорка,
где родился в 1848 году. Карьеру начинал как живописец, а
когда прославился, полностью отдал свой талант стеклоделию.
Первые результаты не оправдали его ожиданий. Тиффани бережно
относился к своему материалу, ценил его красоту.
Он
считал, что при росписи стекла красками оно теряло свою
эффективность и привлекательность.
Его уверенность
заключалась в том, в созданных витражах огромную роль должны
играть эффект прохождения световых лучей, сияние и
уникальное переливание стекол из разнообразного цвета.
Тиффани пытался ставить опыты из чужого материалы, и опять
неудачно. После того, как семья поддержала Тиффани в его
начинаниях, купив ему стекольную фабрику, он принялся упорно
проводить эксперименты. За достаточно короткий отрезок
времени он добился прекрасных результатов, после которых
начал собирать витражи из собственных стекол. В 1900 году
Тиффани был известен всему миру. Стекло для него – это
первым делом его цвет. Как художник на картине смешивает
свои краски, так и он в процессе получения стекла совмещал
разнообразные тона и «рисовал» свои шедевры. Он с особым
вниманием относился к цвету стекла, и если что-то шло не
так, для нужного результата накладывал три или четыре
пластины друг на друга.
Множество
стекол в технике Тиффани непрозрачны – это эффект
опалесцентного стекла. Такие стекла получали за счет добавки
жженой кости или олова, в процессе производства. Добавляя в
состав пепел от кости образовывались маленькие капельки,
именно поэтому появлялся изящный эффект преломления световых
лучей. Конечно же, Тиффани пользовался различными видами
стекол такими как – промежуточное стекло, кафедральное,
античное, иризирующее, ребристое и многими другими. В давние
времена в течении долгого времени для соединения стекол
использовали прутья из свинца.
Тиффани хотелось производить тонкие и изящные произведения.
Он собственными усилиями нашел замену свинцовым прутьям в
виде тонких медных полосок, которые вырезались из листа
металла. Они прикреплялись к стеклу за счет пчелиного воска,
а спаивались оловом. Благодаря этому появилась возможность
соединять между собой наиболее мелкие стеклянные кусочки и
производить наиболее сложные произведения. Поначалу техника
медной фольги использовалась исключительно для ламповых
абажуров, только спустя некоторое время задействовали и
витражи.
Бывало, что
Тиффани использовал две техники для получения одного
произведения. Уникальная композиция может легко потерять
свой эффект при неточной подборке стекол. На выбор цвета и
форм стекла Тиффани отводил очень много времени. Такая
любовь к своей работе помогла ему стать известным и достичь
огромного успеха. Одна из главных особенностей при подборке
стекол – это точное сочетание оттенков цвета. Некоторые
произведения Тиффани имеют особую привлекательность, хотя
современные люди могут усмотреть в них слишком много яркости
и насыщенности. При объяснении такого эффекта его работы
сравнивают с живописными холстами художников. Творчество
Тиффани близка к Средневековой эпохе.
Без росписи стеклянной поверхности, он создавал такие
превосходные витражи, которые невольно сравнивают с великими
картинами. Как бы там ни было, сам Тиффани не думал, что в
его произведениях улавливается природная красота, он просто
творил как художник. Бывают такие моменты, что технику
Тиффани неверно сравнивают с его же стилем.
Техника Тиффани
подразумевает под собой только метод, при помощи которого
происходит соединение кусочков стекла с использованием
медной фольги. Стиль же Тиффани включает в себя изящные
лампы и абажуры классической формы с изящными украшениями в
природном стиле, а так же и необыкновенные витражи с
насыщенными оттенками природных пейзажей. Подлинники
известного создателя считаются историческим достоянием
искусства, некоторые из них украшают общественные здания,
церкви, особняки. Основная часть находится в музеях и у
частных коллекционеров. Как же узнали о Тиффани в России?
После грандиозной выставке в Париже о нем узнала вся
планета, а произведения Тиффани начали выставляться на
продажу. Опалесцентное стекло дошло и до российских рынков,
но, к сожалению, наши заводы так и не занялись их
изготовлением. С иризирующим стеклом мы знакомы благодаря
лампам, которые хранятся в российских музеях. Подлинных
витражей у нас очень мало – это объясняется сложностями при
доставке хрупкого материала больших размеров. |