ПОДБОР ЦВЕТА ДЛЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ |
Цвет может влиять на психику человека. Одни цвета успокаивают, другие раздражают, одни вызывают ощущение холода, другие - тепла. Особенно важную роль для здоровья человека играет цветовая гамма жилых помещений. Человек подсознательно стремится к гармонии холодных и теплых тонов. К теплым относятся красный, оранжевый, желтый и те цвета, в которых они преобладают, к холодным - голубой, зеленый, фиолетовый, а также цвета, где они преобладают. Красные тона больше других вызывают беспокойство, возбуждают. И в то же время большинство людей, особенно мужчины, любят красный цвет и его оттенки, хотя длительное пребывание в помещении с красными стенами утомляет глаза и раздражает. Желтые тона создают ощущение тепла, поднимают настроение, успокаивают. Этот цвет хорошо подходит для жилых помещений, поднимает работоспособность, способствует творчеству. Еще одно важное его преимущество - он оптически не изменяет размера помещения. Оранжевые тона зрительно уменьшают расстояние и, кроме того, возбуждающе действуют на эмоциональное состояние человека. Стены очень редко красят в цвета, происшедшие от оранжевого. Зеленый цвет лучше других успокаивает, создает хорошие условия для отдыха, расслабляет глаз. Голубой навевает ощущение легкости и глубины, успокаивает. Фиолетовый цвет вызывает меланхолическое настроение, ощущение грусти и печали. Каждый человек воспринимает цвет по-своему. Насыщенность одного и того же цвета может быть различной. Так, тюль кажется светло-коричневым, если он задернут и через него светит солнце. Если же собрать тюль в сборку и стянуть подвязкой, он станет значительно более желтым. Добавка серого, черного делает цвета более темными и более умеренными. Если мы будем добавлять к какому-либо цвету серый, то постепенно придем к оттенку серого. Как правило, мы хорошо различаем холодные оттенки серого, происходящие от синего, и теплые - от желтого или красного. Хотя все понимают, что значит "холодный" или "теплый" цвет, дать научное обоснование такому делению нелегко. Возможно, человеческая психика ассоциирует синюю гамму со снегом и льдом, а красную и желтую - с солнцем и огнем. Эксперименты психологов подтвердили специфику восприятия цвета: пока мастерская была окрашена в голубой, работницы жаловались на недостаток обогрева. После того, как их перевели в такой же цех, но красновато-песочного цвета, жалобы прекратились. Поставьте рядом желтый и синий круги, и вы увидите, что желтый словно лучится, тогда как синий создает впечатление замкнутости и глубины. Цвет баланса между синим и зеленым - это цвет отдыха, равновесия иногда даже скуки ("тоска зеленая"). Длительное пребывания в помещении, окрашенном в какой-либо чистый цвет, угнетающе действует на человека. Вот почему стены редко окрашивают в насыщенные чистые цвета. Если к какому-либо цвету добавить даже самую малость другого, его воздействие на человеческую психику меняется коренным образом. Обычно используются краски, смешанные с частью белой и нейтрализованные добавкой краски, цвет которой находится в цветовой гамме напротив данного (например, красная - с зеленой, желтая - с фиолетовой и т.д.). Создавая в помещении приятную атмосферу, цвет выполняет еще одну важную функцию: создает иллюзию увеличения или уменьшения пространства, изменения пропорций помещения. Светлые, холодные, пастельные тона стен зрительно расширяют пространство. Оранжевый цвет, наоборот, "сжимает" его. Собираясь красить стены, помните, что в качестве фона для мебели, картин, тканей, наиболее подходят нейтральные тона. К тому же они наименее агрессивны в отношении человеческой психики. В помещениях, где занимаются умственным трудом, и окраска стен, и мебель должны способствовать сосредоточению внимания и препятствовать утомлению глаз. Подходят успокаивающие, но не монотонные: зеленый, серо-зеленый и, возможно, гамма желтого с добавлением белого. В цветовой гамме спальни, если особенно не фантазировать, тона будут нейтральными, успокаивающими: жемчужно-серый, светло-голубой, светло-розовый и т.д. Общие помещения, которые одновременно используются для отдыха и труда, должны давать ощущение тепла, уюта и свежести. Сюда напрашиваются цвета ассоциирующиеся с природой: зеленый, голубой, цвет морской волны, бежевый, жемчужно-серый, - но не слишком насыщенные. Современная архитектура нередко предлагает нам жилые помещения, делящиеся на мини-пространства, каждое из которых выполняет определенную роль. Цветом можно подчеркнуть деление на "зоны", например, окрасив часть стен в более темные или контрастные тона. Приятные цветовые сочетания достигаются, если размер цветового пятна соответствует его яркости: большие поверхности требуют светлого тона, мелкие предметы - более темного, насыщенного, а иногда и вызывающего. Белый цвет потолка не обязателен. Если вы хотите, чтобы просторное, но низкое помещение казалось выше, окрасть стены в теплый, довольно насыщенный цвет, а потолок - в прохладный, светлый (светло-голубой или зеленоватый). В очень высоких помещениях, каковые встречаются у нас чрезвычайно редко, потолок может быть чуть темнее стен. Полы не окрашивают в слишком светлые тона. Психологи утверждают, что светлый пол вызывает в человек чувство неуверенность - ему нужна темная "почва под ногами". Кроме того, белый пол непрактичен. Однако пол не должен быть и излишне темным. Чем темнее цвет, тем больше света он забирает. Маленькие комнатки кажутся чуть больше, если продолжить пол полосой того же цвета на стене. Пестрые декоративные элементы, узоры на полу больших размеров воздействуют на человеческую психику как преграда. Цвета несколько меняются в зависимости от формы. Треугольные, остроугольные, многоугольные формы ближе к броским, ярким цветам. Более тихие округлые родственны скорее более глубоким и темным тонам - от сине-зеленого до черного. Поэтому темные цвета приглушают, сглаживают эксцентричные, необычные формы. Простым силуэтам больше идут светлые тона. Цвет воздействует и на восприятие объемности. Нежные пастельные тона могут компенсировать чрезмерную строгость объемов. Ажурные, резные, решетчатые вещи тяготеют к темным цветам. Тонкие перила должны быть скорее темными, а объемные балясины - светлыми. Любая рельефная поверхность словно добавляет в цвет немного серого. Она делает его более интересным, но чуть менее ярким. Сравните для примера один и тот же цвет на бумаги и на ткани. Цвет ткани будет мягче, сочнее благодаря ее живое фактуре. Рельефность ткани создается составляющими материю нитями, каждая из которых дает немного тени. Поэтому цвета рельефных обоев, обоев с напылением кажутся более глубокими. По той же причине красный цвет шерстяного ковра с высоким ворсом будет выразительнее красного цвета гладкого ковра. Солома, дранки, бамбук, лоза уже самой своей природой придают колориту особую изменчивость, и часто даже новые вещи, изготовленные из этих материалов, словно несут на себе налет времени. Искусственное освещение подчеркивает рельефность. Блестящая поверхность делает цвет более ярким и агрессивным. Цвет, который на атласе может выглядеть прекрасно, на ситце окажется безвкусным. Рядом с красным желтый выглядит зеленоватым, а в красном добавляется пурпура. Это вызвано влиянием взаимодополняющих цветов. Любой цвет в соединении с другими передает ему небольшой оттенок своей противоположности. Тот же фиолетовый рядом с красным синит, а красный приближается к оранжевому. Более оранжевым становится и желтый рядом с зеленым, а зеленый в этом случае голубеет. Синий рядом с красным принимает зеленоватый оттенок, а красный становится чуть оранжевым. Синий рядом с желтым получает оттенок фиолетового, а желтый с синим - оранжевого. То же относится и к производным от них цветам (красный/розовый, желтый/кремовый, синий/голубой и т.д.). По той же причине два холодных цвета, помещенных рядом, чуть "теплеют". С двумя теплыми цветами в сочетании происходит обратное, они становятся холоднее. Каждый воспринимает цвет по-своему, и лишь некоторые правила можно признать общими. Так, темные тона придают печали, а светлые веселят. Теплые цвета более возбуждающие, холодные - успокаивающие. В теплых больше динамизма, холодные располагают к отдыху. В спальне не вешают красных занавесок, а полностью серая кухня не пробудит аппетита. Что касается "тяжелых" и "легких" цветов, то психологи доказали, что ящики одного размера и веса могут характеризоваться грузчиками как тяжелые или легкие в зависимости от цвета, в который они окрашены. При искусственном освещении лампами накаливания восприятие цвета становится несколько другим, чем при естественном. При вечернем освещении немного выигрывают теплые цвета. В свете лампочек мало фиолетового и много желтого и красного, поэтому кожа по вечерам кажется рыжее, чем днем, красное дерево - живее, белое и бесцветно стеклянное иногда кажется желтоватым, черное - каштановым, а синее чуть чернеет. Цвета неодинаково поглощают свет: "светлые" отражают больше света, "темные" меньше. Освещенность помещения зависит от цвета стен, пола и потолка. Вот сколько света отражают различные цвета (в процентах): Белый 84 Светло-кремовый 73 Темно-кремовый 70 Лимонный 70 Желтый золотистый 63 Явор 52 Природный камень 50 Голубой 49 Светло-серый 48 Бежевый 43 Розовый 40 Цвет морской волны 36 Дуб 33 Коричневый 32 Синий бирюзовый 27 Красный 22 Зеленый травяной 20 Орех 17 Красное дерево 12 Цвета отражают свет и отражаются вместе со светом. Следовательно, при подборе цвета нужно думать не только о каждом отдельно взятом и о сочетаемости цветов, но и о том, будет ли помещение слишком или недостаточно светлым, о возможности изменения цвета на свету и в результате их взаимного влияния. Трудно выбрать ткань по маленькому лоскутку, трудно оценить цвет материала по маленькому образцу. На большой поверхности цвет часто выглядит совсем не так, как на малой. Кроме того, цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, под ногами или над головой, "лежит" или "стоит". Желтое ковровое покрытие создаст ощущение зыбкости, неуверенности, тогда как желтый оттенок стен воспринимается нормально. Яркие и темные цвета должны занимать в основном горизонтальные (пол, тахта, ковер), а неяркие и светлые - вертикальные плоскости. Чтобы серый цвет "потеплел", рядом с ним должен оказаться холодный цвет. Теплый цвет на сером делает его более холодным. Любой цвет рядом с серым выглядит более блестящим. На черном все цвета становятся светлее и "тоньше". На фоне черного пола цвет светлых ковров, стен, мебели станет немного более "гулким". Но черного и не должно быть видно слишком много! Если черный и серый заставляют все прочие цвета сверкать, истощая их, то белый, наоборот, делает цвета интенсивнее. На белом фоне любой цвет становится "толще", сильнее. Белый фон словно отнимает белизну у самого цвета. Белый цвет - идеальный фон для комнаты, перегруженной мелкими предметами: книгами, вазами, картинами, комнатными цветами. Большие белые (или серые) поверхности абсолютно необходимы, когда нужно сгладить, нейтрализовать противоречие двух цветов, вынужденно соседствующих в одном помещении. |