Посещая
музеи и художественные галереи, мы не обращаем особого
внимания на принцип развески картин, воспринимая это как
нечто само собой разумеющееся. И только тогда, когда
пытаешься разместить картины на стенах у себя дома,
начинаешь понимать, насколько это трудная задача.
Однако есть
ряд простых правил, которые помогут вам решить ее
должным образом.
Типичная ошибка владельцев картин:
они вешают свои шедевры слишком
высоко. При этом часто упускают из виду, что картина для
того и помещается на стену, чтобы ее было удобно
рассматривать. Всегда старайтесь вешать картину чуть
ниже, чем вам кажется необходимым, так как, скорее
всего, рассматривать ее вы будете сидя, особенно если
картина находится в столовой. Еще один нюанс состоит в
том, что необходимо учитывать пропорции самой комнаты.
Если у вас высокие потолки, а картины небольшие, то
лучше размещать их рядами, организованными вокруг самого
крупного экспоната. Все дизайнеры сходятся во мнении,
что, помещая картину над диваном, не стоит оставлять
между ними много свободного места. Если у вас нет
большой картины, то на стене над диваном прекрасно
разместится несколько небольших.
Вообще "группировка" картин при развеске
- очень эффектный и распространенный прием.
Существуют разнообразные способы
группировки: от строго симметричной "сетки" до ярусной
развески разных по размеру произведений. Группа должна
состоять из картин, близких по стилю. Например, это
могут быть акварели, или серия картин с изображениями на
единую тему, или черно-белые фотографии, или эстампы.
Самый простой вариант аранжировки картин одинакового
размера - поместить их в один ряд на равном расстоянии.
Можно "привязать" их расположение к ширине дивана, так
чтобы коллекция воспринималась как единое целое с
мебелью.
Можно
собрать Группу, организовав небольшие картины вокруг
большой. А вот еще один вариант развески: разместив
картины на единой оси, небольшие выстраиваются в ряд на
одинаковом расстоянии (в нескольких сантиметрах друг от
друга), а главный шедевр помещается чуть правее или
левее, примерно на 30-сантиметровом удалении от группы.
Вешая две
картины разного размера рядом, старайтесь большую
поместить выше, чтобы небольшое изображение удобнее было
рассматривать. Картины, близкие по размеру, лучше
повесить в регулярном (симметричном) порядке. Избегайте
размещения картин в порядке увеличения или уменьшения
размера, так как обычно такие "пирамиды" выглядят весьма
непривлекательно.
Если вы
разместите на одной стене произведения разного
художественного уровня, то более слабые будут выглядеть
приличнее в соседстве с шедеврами.
Установите картину на пюпитре или
мольберте. Во-первых, это
выглядит очень необычно и стильно, а во-вторых - это
дает возможность сначала (прежде чем вешать картину на
стену) понять, хорошо ли смотрится данное произведение в
интерьере, в который вы его поместили. Возможно, вы
через некоторое время решите, что это "не ваша" картина
и безболезненно расстанетесь с ней.
Если в доме есть камин,
то над ним можно повесить большую картину (даже если сам
камин небольшого размера), и она сразу станет
композиционным центром комнаты. Другие дизайнеры,
напротив, рекомендуют помещать над камином маленькую
картину, оставляя вокруг нее достаточно свободного
пространства. Такое расположение, с одной стороны - дань
современной моде, а с другой - дает возможность
сконцентрировать внимание на изображении. Так или иначе,
цель всех подобных приемов состоит в том, чтобы
произвести на зрителя максимальное впечатление.
Важный элемент - подсветка.
Большинство дизайнеров сходятся во мнении, что лучше
позаботиться о хорошем освещении комнаты, чем
монтировать подсветку каждой картины в отдельности. Но
для освещения особо значимых экспонатов или картин очень
больших размеров, когда обычных источников света
недостаточно, все же рекомендуется использовать
дополнительную подсветку. Идеально, если она будет
встроена в раму, тогда подсветку не придется переносить,
если вы захотите перевесить картину. Основные проблемы
при ее установке возникают в связи с тенями и бликами.
Направьте лампочку на картину и, плавно перемещая ее и
меняя угол, выберите точку, исходя из которой, свет
будет падать на картину, а бликов и теней совсем не
будет. Постарайтесь использовать низковольтные
галогенные лампочки - они обычно небольшого размера и
излучают направленный поток белого оттенка, который не
искажает естественные краски живописного полотна.
Есть универсальное правило размещения
картин. Проведите
воображаемую "серединную" линию по стенам комнаты. Она
должна находиться на уровне глаз (традиционная музейная
высота развески - 152 см). Развесьте картины так, чтобы
воображаемая линия пересекала их посередине. Если вам
необходимо поместить на стену группу картин, сложите их
высоту с учетом рам и промежутков между ними. Затем,
разделив пополам полученное число, найдите картину,
оказавшуюся в середине, и поместите ее на уровне
серединной линии. Для того чтобы грамотно развесить
картины, можно также сделать следующее: отодвиньте
мебель от стены, на которую предполагается поместить
картины. Разложите их в предполагаемом порядке на полу и
отойдите на несколько шагов. Такой взгляд на собранную
группу поможет вам лучше представить, как она будет
смотреться на стене, и при необходимости поменять
картины местами. |