Одна из первых высокоразвитых
культур мира -
египетская -
позволяет нам впервые говорить о каком-то развитом
стиле.
Египетский стиль
к тому же и прародитель почти всех последующих
европейских.
Интерьер домов богат и
красочен. Роскошные колонны подпирают потолок,
фрески украшают стены, ковры и занавеси завершают
внутреннее убранство помещений. Художественные
образы, несмотря на священное к ним отношение,
сильно стилизованы и символичны.
Знали египтяне и технику фанерования, когда
дешёвую древесину облицовывают пластинками из
более благородных пород (правда не такими тонкими,
как фанера). Особенно богатую мебель украшали
слоновой костью, перламутром и даже золотыми
накладками.
Несмотря на обычай сидеть на земле, именно
египтяне первыми создали развтитую мебель для
сиденья. В основном это низкие скамеечки и стулья.
Здесь возник и прототип первого складного стула.
Церемониальный парадный трон больше напоминает
массивный сундук со спинкой. Форма трона
соответствовала и манере сидения египтян: сидели
они выпрямившись с сомкнутыми (из-за узкой одежды)
ногами. На сиденье ложили подушку, либо вообще
прикрепляли её к раме, заложив основы будущей
мягкой мебели. Благоразумные египтяне также одними
из первых отказались спать на холодном грязном
полу и создали ложе. Рама ложа опиралась на ножки
ввиде звериных лап (излюбленный декор ножек в
Египте) и была обтянута ремнями, на которые
клались матрацы и подушки. Впрочем, под голову
подушки обычно не клались. Для головы имелась
специальная подставка (так и не жарко, и пышная
причёска не треплется!).
Прочая мебель была скромнее. Столы, стойки,
сундуки не имели первостепенного значения в
домашнем хозяйстве.
Но самое пышные и искусные ложе предназначались
не для живых, а для мёртвых. Да, речь идёт о
саркофагах. Своими очертаниями они напоминали
очертания человеческого тела, и придать им такую
форму было делом не из лёгких (изготавливалось всё
с помощью ножа и топора!). К тому же крышкуобычно
украшали рельефом человеческого лица и рук.
Неровности на поверхности сглаживались пемзой,
замазывались и закрашивались. Нанесённая живопись
покрывалась защитным лаком.
Не умаляя первостепенного значения Египта во
многих областях, не стоит забывать, что он был
очень консервативной страной. Устоявшиеся формы
мебели слабо изменялись, не глядя на текущие
тысячелетия.
Стены нейтральных тонов:
светло-желтый, теплого оттенка, бежевый. В
древнеегипетских храмах стены были равномерно
заполнены орнаментом и иероглифами, однако для
жилых помещений более характерен лаконичный бордюр
под потолком из цветов и листьев лотоса, папируса,
камыша, пальм, стрел, стилизованных под солнечные
лучи. Арки и ложные колонны с капителью в форме
пальмы или папируса, синий потолок с золотыми
звездами создадут иллюзию храма Амона-Ра (бога
солнца), каким его видели современники пирамид.
Сглаженные углы, арки, ниши –
это тоже египетский стиль. Циновка на полу из
тростника, фигурка кошки и бюст Нефертити...
Спокойная симметрия и строгая геометричность,
мебель из натурального дерева простых открытых
конструкций, сундук-лавка, шпонированный кедром
или черным деревом, с инкрустацией из камней и
перламутра. Ножки мебели в форме звериных лап.
Текстиль в интерьере –
однотонный светлых цветов (желательно белый или
кремовый), строгий геометрический орнамент
(полосы, зигзаги по всей поверхности). Изюминка –
украшения в виде головы сфинкса, змея-уреуса,
жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Довершат облик большие
светильники и стебли папируса и тростника в
напольных керамических вазах.
|