Эпоха начала XIX в. - это эпоха ранней буржуазии,
эпоха скромного вещного мира с лёгким налётом
сентиментальности. Более поздняя высокомерная
эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище
"бидермейер" (т. е. "бравый господин
Мейер" - синоним мещанства, введённый в обиход
поэтом Эйхордтом). В стиле проявилось стремление
буржуазии к спокойной упорядоченной жизни.
В последний раз наблюдается такое единство
между духовным и предметным миром человека. И
впервые стиль не был прочно привязан к "старшей
сестре" архитектуре, будучи прежде всего стилем
интерьера. Холодный аристократизм ампира
перерабатывается в духе интимности и домашнего
уюта.
Бидермейер
- хороший пример, как определённая эпоха при
помощи относительно скромных средств решает
проблему гармоничного интерьера.
Стиль
бидермейер пришел на смену
холодному, аристократическому ампиру.
От ампира этот стиль унаследовал основные принципы
построения и лаконизм, однако это уже не
архитектурный стиль, прежде всего он проявился в
мебельном искусстве и интерьере.
Основные критерии мебели этого стиля - прочность,
добротность и удобство. Отличительные признаки
мебели бидермейера - плавно изогнутые спинки и
подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и
точёные ножки столов и секретеров.
Никогда раньше мебель не была столь "мебельной" по
характеру, то есть свободной от архитектурных
излишеств и чужеродного декора. Простота мебельных
форм компенсировалась яркой расцветкой обивок и
функциональной практичностью мебельных
конструкций.
По примеру английских мебельных мастеров столяры
бидермейера
создавали различные типы "комбинированной" мебели;
раздвижные столы, столики и бюро с выдвижными и
откидными столешницами, стулья и столы,
трансформируемые в библиотечную лестницу. В начале
XIX века розовое или красное дерево выступало в
качестве основного материала, тогда как позднее
его сменила фанеровка из ореха и светлые породы
дерева; черешня, груша, клен, тополь и ясень.
Именно тогда в буржуазных домах возникает
понятие "чистой комнаты" - представительной
комнаты для приёма гостей (этакое подражание
светским салонам). Естественно, что она
обставлялась с особой заботой.
Мебель бидермейера
вновь приобретает естественные формы и плавные
линии. Она уже не предмет украшения, а добрый
услужливый друг. Иногда она грубовата и неуклюжа
по форме, но зато отличается выдержанными
пропорциями, красивому цвету дерева и удачно
подобранными расцветками и рисунками обивок.
Никогда ещё естественная красота дерева не
использовалась в такой мере. Мастера по-прежнему
отделывали парадную мебель красным деревом, но в
то же время широко использовали ясень, вишню,
берёзу, грушу, клён. Недаром период бидермейера
называли "эпохой светлого дерева".
У буржуазии, победившей во Французской
революции, был свой образ жизни. В парадных
помещениях появилась мебель, ранее уместная только
в кладовых или в комнатах людей среднего достатка,
- шкафы, обеденные столы. Очень мало осталось
вещей узкого, специального назначения. Впрочем,
это не касается столов.Люди в это время много и
охотно пишут, отсюда повышенный спрос на
письменные столы. Кроме письменных и обеденных
появляются читальные, курительные, рабочие,
цветочные и игральные столы.
Исчезла распространённая в XVIII в. мебель,
состо-явшая из многих частей, которые можно было
сочетать или использовать по отдельности. Исчезли
совсем недавно широко распространённые балдахины
для кроватей.
Мебель для сиденья кроме диванов представлена
стульями и креслами двух типов: одни - лёгкие,
удобные и элегантные, вторые - исполненные в
соответствии с мещанскими представлениями об уюте.
Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки,
угловые шкафчики, трюмо и непременные, модные в то
время, небольшие клавесины (спинеты).
В ряду оригинальных стилевых
направлений, логически вытекавших из хода развития
мебельных форм, последним стал стиль бидермейер.
Мебельный стиль бидермейер существовал с середины
1810-х годов до революций 1848 года и привнес в
буржуазное жилище скромный мебельный мир с налётом
сентиментальности. Более поздняя, высокомерная
эпоха эклектики и дала этому стилю насмешливое
прозвище " бидермейер " (слово "бидермейр" -
"бравый господин Мейер" - как синоним мещанства
ввел в обиход поет Эйхродт). От холодного,
аристократического ампира бидермейер унаследовал
основные принципы построения и лаконизм. Однако
это не архитектурный стиль; с наибольшей полнотой
он проявился в мебельном искусстве и интерьере.
Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые
формы, в которых главный упор был на практичности.
Критерием же полезности бытовой вещи, мебели,
предмета интерьера считались, прежде всего,
прочность, доброкачественность и удобство. В 1808
году в Англии начал выходить журнал "Repository of
Arts", на страницах которого воспроизводились
проекты образцовых предметов мебели. Первое время
это были проекты мебели в духе поздних образцов
Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно наряду с
ними появились предметы мебели в стиле бидермейер,
с изогнутыми формами и точёными деталями. Позднее,
около 1820 год, к ним присоединился ещё и
псевдоготический резной декор.
В оформлении мебели преобладали английские
традиции XVIII в.: изящные округлые очертания,
простота и лёгкость. Самым популярным был
секретер с выдвижными ящичками, украшенный
живописью и цветной фанеровкой (разноцветными
кусочками дерева геометрической формы).
Появились гарнитуры из широких диванов и соф,
дополненные стульями и столами. Для обивки
сидений и спинок кресел вместо принятого в эпоху
ампира шёлка применяли более простые ткани,
например, ситец с цветочным рисунком, или
однотонный или в полоску репс. В качестве
настилочного элемента использовали конский
волос. Ведущими центрами мебельного искусства
были Лондон, Берлин и Вена.
Широко применялась техника
фанерования. Иногда фанеровались даже стройные
ножки и локотники кресел, стульев, диванов. В
это пуританское время даже такие украшения
казались ненужной роскошью и излишеством.
Например, английский писатель А. Штифтер в одном
из произведений язвительно пишет: "...все столы
имеют простые сосновые ножки, щеголяющие,
однако, в штанах из орехового и красного
дерева".
Около 1830 г. немецкий мастер Михель Тонет
открыл новый метод производства мебели: он
научился формовать многослойную фанеру и гнуть
длинные деревянные брусья в водяном пару или
кипятке (подробнее об истории гнутой мебели
см. специальный раздел).
Просто и безыскусно
изготовленная, элегантная мебель стала уже
типичным массовым промышленным изделием.
Однако, вместе с ростом
дохода у буржуазии росли и запросы. И вскоре уже
потомки нарекли непритязательный стиль своих
отцов насмешливым словечком "бидермейер".
|