Барокко
- слово итальянское и в переводе синонимично слову
"причудливый". Так назвали стиль его поздние
противники - классицисты XVIII века, которым формы
барокко напоминали странную вычурную раковину -
результат игры "неразумной природы". История стиля
неразрывно связана с эпохой абсолютизма, в частности
со временем правления французского Людовика 14-го,
"Короля-Солнце". Со временем это приводит к
определенной униформизации многих сторон жизни, вплоть
до одежды. Вошедшие в быт придворной аристократии
пышные одежды и парики порождали неестественность поз
и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью
форм во всем чувствуется нечто театральное.
Основные элементы
барочного стиля,
так же, как и ренессансного, восходят к античности;
главное же, что отличает барокко, - это повышенная
динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.
Пышные, помпезные формы барокко находят широкое
применение в первую очередь в культовом строительстве, в
архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей.
Новый стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не
случайно барокко иногда так и называют: "стиль
иезуитов".
Вместо
средневекового мистического благоговения церковь теперь
стремится воздействовать на вновь завоеванную массу
верующих средствами светского искусства, способными
поразить воображение. Арсенал средств обширен; здесь и
цвет, и эффекты освещения, и пафос красноречия, и
музыка.
Новые
социально-экономические отношения содействовали развитию
крупных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро
растущего го-родского населения возводятся первые
доходные дома. Архитекторы решают крупные
градостроительные задачи и строят роскошные дворцы,
призванные символизировать власть абсолютного монарха
(напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные
парковые ансамбли. Принцип регуляции распространяется и
на естественные формы природы: деревья и кусты стригутся
в виде правильных геометрических форм. Искусство барокко
для сильных мира сего служило средством самовосхваления
перед, критически настроенным, неспокойным народом.
Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к
слишком громким интонациям, к нагромождению форм,
портящему впечатление.
Парадные
интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной
архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по
рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями,
а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным
эффектам покрывающих их росписей уводят взор в
необъятные небесные просторы, с плавающими в них
розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот
праздничный декор, с венками, раковинами, головками
купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть
и богатство.
Плавные
геометрические линии Реннесанса сменяют динамичные
овалы, спирали и другие более сложные и запутанные
очертания. Спокойная гладь поверхности предметов
нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии
изламываются, искривляются. Однако искривить, трудно
поддающуюся гнутию, древесину не так уж просто.
Так по
необходимости возникает интереснейший приём отделки
мебели: деревянный мозаичный набор, когда для
формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки
фанеры.Шероховатости и неровности, неизбежно при этом
возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда -
обилие в барочной мебели лаковой работы. Так из
необходимости зародился интереснейший приём отделки
мебели: техника деревянного набора с сопровождающей её
лакировкой.
В
эпоху
барокко
архитектурные формы в мебели применяются без особой
строгости и последовательности. Стремление к
свободному формообразованию подчас ведёт к
известному произволу, к пренебрежению спецификой
материала.Результат: изогнутые, очень пластичные
поверхности предметов, крученные колонны, богато
профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и
мозаичных декоративных композиций служат щиты,
картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины,
венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь
часто изготавливается из ореха, более пригодного для
резьбы и полировки. В Италии мебель особенно любят
покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор
позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. В
каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.)
|