Огонь — это
коварная и капризная стихия: не доглядел — и он погас,
слишком много топлива и кислорода — и он вспыхнул
чересчур ярко. Самые ранние камины представляли собой
обыкновенные штабеля из бревен, расположенные в центре
большой площадки, достаточно далекой от легко
воспламеняющихся стен юрты, хижины или избы. У кочевых
народов такая система все еще сохраняется. Дымоходы,
сложенные просто из камней без раствора,
усовершенствовались, чтобы дым выходил и можно было
облегчить приготовление пищи, постепенно стали
структурным компонентом здания и превратились в
конструкцию, которую сегодня мы называем камином .
Декоративные элементы, как полагают, впервые появились
приблизительно в XII веке. Однако древние наскальные
рисунки, вероятно, делались при свете костра и,
следовательно, могут рассматриваться как декоративные
украшения очага.
Из истории
камина
Камин - это наиболее древний элемент жилища. Он стал
складываться еще в эпоху неолита как круг из камней,
«оправа» для огня, на которой древние люди готовили себе
пищу. Дым от подобного очага уходил в отверстие на
потолке.
Затем
появилась труба с конусообразным раструбом для
улавливания дыма. Но такие изменения происходили на
протяжении нескольких столетий. Несмотря на то, что
коэффициент полезного действия камина не велик, он не
уходит с архитектурной арены, потому что вечен как
символ. Камин не только согревает кров, но и
подчеркивает незыблемость семейного очага.
Авторитетнейший зодчий эпохи Возрождения - Андрео
Палладио в своем знаменитом трактате об архитектуре,
направленном на использование традиций античности,
описывал римские камины: «Древние имели обыкновение
нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на
середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы,
над которыми высилась пирамида, куда уходил дым». То
есть, в Древнем Риме камин представлял собой
самостоятельную конструкцию с балками, поддерживающими
трубу, но не связанными со стенами дома.
В Средние
века камины отличались большими размерами, так что в них
рыцари-паломники могли целиком изжарить быка. Такой
камин размером с комнату можно увидеть в старинном
аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции.
В эпоху
модерна модными стали как центральный камин-очаг, так и
пристенные и встроенные камины. Бытует мнение, что
камину в доме предначертано быть в специально отведенном
помещении - каминной зале. Это очевидная ошибка, с точки
зрения как архитектуры, так и дизайна интерьера. Камин
органически вписывается в любое помещение - от кухни до
спальни, более того, в доме каминов может быть и
несколько. Иерархия же каминов зависит от того образа
жизни, который ведет в доме семья. Для кого-то любимый
камин ассоциируется с кухней, а для кого-то - с
кабинетом.
В средние
века камины складывались из тесаного камня, позже из
кирпича. Во времена Ренессанса они впервые стали
предметом серьезного интереса художников-оформителей.
Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались
флорентийской мозаикой. Их композиция включала в себя
колонны, пилястры, элементы антаблемента. Увеличились
размеры дымосборника и плошадь камина вдоль стены,
появились резные украшения над каминными досками. В
искусстве барроко и рокко надкаминные украшения делались
меньшего размера, но отличались исключительным
разнообразием и изысканной декоративностью.
В Германии,
где стала популярной израцовая отделка каминов, эти
элементы резного декора не были столь распространены.
Камины в стиле модерн можно назвать квинтэссенцией
(«основой», «сущностью») эстетики нового направления в
искусстве. Изысканность непрямых линий и характерных
растительных мотивов «югенд-штиля» подчеркивало
использование в отделке наиболее типичных для рубежа
веков материалов - мрамора, керамики, кованного и литого
металла. Камины, выполненные в стиле Art Deco и
созданные в архитектуре и дизайне послевоенных лет,
также сохранили свою эстетическую декларативность и
легко атрибутируются по формальным признакам.
Каминные
аксессуары также стали объектами художественного
интереса. С начала XV-го столетия для защиты стены от
интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней
части топки появилась отлитая из чугуна декоративная
доска. В XIX веке для художественной отделки топки стал
применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич.
Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и
решетчатый углесборник до сих дор побуждают кузнецов к
разнообразным художественным импровизациям. Назначение
этих предметов - обеспечить доступ воздуха к дровам и
дать углям полностью прогореть. Большим разнообразием
конструкций и отделки отличаются щипцы для
перевертывания горящих дров, специальная вилка для
ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для
чистки топки, меха для раздувания огня. В XVIII веке в
обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на
мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые
впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки
для топлива. В XIX веке с целью защиты деревянного пола
комнаты от попадания на него горящих углей стали
устанавливать каминные экраны, представлявшие собой
произведения декоративно-прикладного искусства, или
специальные сетки, через которые виден огонь.
Впрочем,
задача камина - не столько обогреть жилище (для этого
более уместны современные конвекторы и радиаторы),
сколько создать в доме определенную
эмоционально-психологическую атмосферу, оставить
человека наедине с живительным источником мирного
пламени. Конечно же, такую возможность предоставляют
только камины с открытой топкой.
|